Камилла Клодель: биография, интересные факты, видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Камилла Клодель: биография, интересные факты» — о жизни французского скульптора и художника-графика.

В истории не раз случалось, что судьба разводила знаменитую пару, чтобы в будущем навечно соединить их имена. Возле гигантской фигуры скульптора Огюста Родена всегда будет маячить одинокий женский силуэт – отзвук любви и немой укор.

Клоделям не повезло – они произвели на свет двух детей, одаренных природой с пугающей щедростью. Мадам Клодель плакала не от умиления, а от страха. Все ли в порядке с сыном Полем, если мальчику наяву грезятся рыцари и замки.

Дочь никогда не брала в руки игрушек. Никто не слышал ее болтовни с подружками. Девочка облюбовала укромный уголок, где лепит всякую всячину из глины, которой полно в оврагах захолустного Вильнева.

В Париж!

Обычные девичьи мечты не имели никакой власти над Камиллой. Ее сверстницы просились у родителей замуж, а она – в Париж в школу изящного искусства. В конце концов, родители, обессилев от настырности дочери, согласились.

Как выглядела Камилла, известно из описаний ее брата, вспоминавшего тот момент, когда она ринулась навстречу своей славной и страшной судьбе. «Высокий лоб над синими лучистыми глазами, чувственные губы. Густые каштановые волосы до пояса. В ней была дерзость, прямота, превосходство и веселость».

Такой приехала 20-летняя Клодель в 1882 г. в Париж. У нее была та же цель, с какой являлись сюда многие – завоевать столицу. В свой талант, в то, что станет скульптором, она верила настолько, что не очень-то расстроилась, когда узнала, что в Школу изящных искусств девушек не берут.

У закрытых дверей она оказалась отнюдь не единственной. Еще несколько молодых особ раздумывали, что делать дальше. И выход нашелся: сложившись, девушки пригласили заниматься с ними известного тогда скульптора Альфреда Буше.

Клодель с самого начала резко вырвалась вперед. Ее талантливость была очевидна, что мсье Буше решил показать ее работы директору Школы Полю Дюбуа.

Тот не поверил, что эти первые ученические опыты принадлежат девушке. Здесь чувствовалась резкая мужская манера. Какая энергичная живописная лепка! Где он видел подобное? Ну конечно – у Родена! Мсье Дюбуа так и сказал Буше: «Несомненно, ваша ученица занималась у Родена».

Роковая встреча

Молоденькая курсистка не только не брала уроки у Родена, но даже никогда его не видела. Но роковая встреча приближалась. Однажды мсье Буше попросил своего доброго знакомого подменить его на курсах.

Вот он прославленный Огюст Роден, хмурый, большеносый, кряжистый и неуклюжий. В этом нелюбезном человеке с колючим взглядом, в мешковатом костюме невозможно угадать тонкого вдохновенного ценителя юности. Перед молодым женским телом, он готов был упасть на колени.

Клодель была серьезна и так занята работой, что Роден не знал, как к ней подступиться. Ее внешность волновала его, как художника. Он мысленного освобождал ее от темного платья и уродливого длинного передника. Как можно прятать в эту коросту сияющее юностью и совершенством тело!

Камилла Клодель: биография, интересные факты, видео

Огюст Роден был старше Камиллы на 24 года

Казалось, ни слава знаменитого маэстро, ни его своеобразное обаяние, под которое подпадали многие женщины, не действовали на Камиллу. Хмуро и упорно она требовала от Родена замечаний, советов и выслушивала их, даже не глядя на него.

Он выбрал единственно верную с этой злючкой тактику. Он относился к Камилле с подчеркнутым уважением, делился заботами о своей собственной работе и не торопился сдернуть с нее монашеское облачение.

Все произошло само собой… Девушка, недавно и мысли не допускавшая остаться в мастерской с Роденом наедине, не говоря о том, чтобы позволить ему лепить себя обнаженной, сдалась безоговорочно и полностью.

Он нежно, не пугая ее, справился с девичьим неведением Камиллы. И та, ни в чем не знавшая границ, привязалась к нему со всей страстью и самозабвением.

Разумеется, то же ожидалось и от Родена. Он должен был стать ее достоянием, ее абсолютной принадлежностью, сделав в их любовь равный с нею вклад. Ее первый мужчина занял столь важное место в ее жизни, что оставалось место только для творчества.

Поцелуй Родена

Клодель и не подозревала, что она-то для Огюста – фрагмент. Прекрасный, возвращавший ему молодость, вдохновение, но все-таки фрагмент. За его плечами оставалась трудная жизнь, а дома – стареющая женщина, вросшая в его судьбу так, что, пожалуй, он и не замечал ее.

А еще их общий сын, уже подросток, которого по привычке называли «маленький Огюст». Огюст встретил Розу в ту самую пору, когда у него не было ни денег, ни крыши над головой, ни натурщицы, необходимой ему как хлеб. Они были почти ровесники.

Но бережливая, крестьянская хватка Розы, добывавшей себе пропитание шитьем, все-таки обеспечивала ей сносную жизнь. Роден же в свои 24 года привык жить полуголодным, носить одежду, делавшую его похожим на портового работягу. В Розе Огюст нашел душу верную, кроткую и адски терпеливую.

Она притаилась как мышь, зная, что в любой момент в нее могут швырнуть всем, что попадется под руку. Но шли годы, и Роза с ее практической сметкой стала все яснее понимать свою благую роль в жизни обожаемого человека.

Да, ей, не умевшей ни читать, ни писать, далеко не только для Родена, его друзей, но и для его изящных подруг, искавших внимания мастера, медленно, но верно входящего в славу. Но, чтобы там ни было. Каждый вечер он спрашивает именно у Розы, что там у них на ужин.

Камилла Клодель: биография, интересные факты, видео

Скульптура Родена «Поцелуй» в музее Родена, Париж

Камилла… Это совсем не то, что бывало у Родена с молодыми красивыми женщинами. В безумном восторге от ее пластичного с классическими пропорциями тела, он создает один из своих шедевров – «Поцелуй».

Юная пара, обнаженные юноша и девушка, приникли друг к другу в радостном порыве молодой страсти. В мировой истории скульптуры не много найдется примеров такого зримого воплощения земной любви, торжествующей и вечной.

Она позировала одна. Роден и представить не мог свою молодую подругу рядом с кем-то другим — даже во благо святого искусства.

Две женщины

Безошибочным чутьем женщины, хорошо знающей своего спутника, Роза почувствовала, что на сей раз ей грозит настоящая опасность. Жена нагрянула в обитель Огюста внезапно. Она никогда не вмешивалась в его дела, и это явление было подобно грому.

Клодель в тот момент подметала пол, но, лишь взглянув на женщину, которая пыталась что-то сказать дрожащими губами, спряталась за одну из скульптур.

Когда Роза ушла, унижение, испытанное Камиллой, вылилось в яростный, исступленный поток обвинений в адрес Родена. Который год они вместе! Разве не пора им узаконить отношения? Неужели эта нелепая старуха, прибежавшая подглядывать за ними, ему дороже Камиллы?

Хуже всего то, что к ревности Камиллы добавлялись и муки иного толка. Если как женщине ей хотелось именоваться мадам Роден, то, как скульптор она дорожила только своим именем. Но к нему-то критики, пресса, знатоки и поклонники искусства, то и дело добавляли – Огюст Роден.

В 1888 году Клодель закончила свое первое крупное произведение «Забвение». В нем тотчас нашли сходство со знаменитым роденовским «Поцелуем». Оскорбленная до глубины души за намек на плагиат, она берется за новую вещь, которая ей стоила четырех лет жизни.

Камилла Клодель: биография, интересные факты, видео

Сккльптура «Вальс» К.Клодель. Музей Родена, Париж

Но и о ее «Вальсе» говорят как о подражании несравненному роденовскому стилю, текучести его скульптурных форм, так напоминающих живопись импрессионистов.

Камилла была вне себя от бешенства. Она может быть любовницей Родена, его музой. Но никогда – его творческим эхом! Отстаивая свою самостоятельность, Клодель утверждала, что сюжеты для своих произведений она «извлекает из своей головы и там их избыток».

В запальчивости, до глубины души уязвленная, она не щадит и чувств, связывающих ее с Роденом, во всеуслышание обвиняя его в заимствовании чужих творческих идей.

И вот настал день, когда Камилла Клодель закрывает за собой дверь мастерской Родена, которая больше десятилетия была приютом их любви. Возможно, она ждала, что ее уход заставит Родена выбирать между двумя женщинами. И он выбрал. Выбрал Розу.

Взлет творчества

Для таких натур, как Камилла, самая печальная определенность лучше иллюзий. Гигантская созидательная энергия Родена, вероятно, действительно подавляла ее собственную. Подтверждение того – взлет творчества Камиллы, поначалу забывавшей за работой горечь обид и разлуки.

В 1895 году она создает одну из самых сильных, выразительных скульптурных композиций «Зрелый возраст». Сюжет ее трагичен. Отвратительная старуха-смерть вырывает из рук юной девушки ее возлюбленного.

Исключительная выразительность образов на сей раз была по достоинству оценена. Ободренная, она через три года создала второй вариант «Зрелого возраста», когда смерть забирает мужчину.

Но Камиллу, познавшую творческую радость и удовлетворение от признания публики настиг удар, которого она не ожидала. Ей стало известно, что Роден препятствует продаже государству этой ее работы.

Жилось ей отчаянно трудно. Как не вспомнить замечание одной талантливой прославленной женщины. «Главное, что я бы подарила своему ребенку – это хороший характер». Вот в этом Камилле, так щедро одаренной, было отказано.

Она с редким умением наживала врагов, считая всех людей способными причинить ей только на зло. Окна ее квартиры были постоянно закрыты ставнями. Во мраке, отгороженной от всего света, ей работалось спокойнее.

Несмотря на страшную нужду, полуголодная, изменившаяся до неузнаваемости, она продолжала лепить. Из-под ее окоченевших пальцев – не было денег на уголь – выходили удивительные по выразительности вещи. В 1908 г. она создала свою «Необиду», фигуру юной девушки, смертельно раненной отравленной стрелой.

Последняя обитель

Но эти творческие победы были последними всплесками таланта и воли. Разум же Камиллы под гнетом разрушительных мыслей, временами погружался во тьму. Ее видели бесцельно бродящей возле дома Родена. Она выкрикивала угрозы и потрясала кулаками.

Март 1913 года. Из дома на улице Бурбонов два санитара вывели Камиллу и усадили в карету «скорой помощи». Ее родственники поместили ее в психиатрическую клинику в предместье Парижа. Откуда она вскоре была переведена в так называемый «приют», то бишь настоящую «психушку» в шести километрах от Авиньона.

Мсье Буше стыдил Родена. Почему он, знаменитый, богатый человек, не принял никакого участия в судьбе хорошо знакомой ему женщины. Роден оправдывался тем, что однажды нашел покупателей на работы Клодель. Он даже хотел устроить ее выставку, но она сама не захотела этого.

Между тем известие о впавшей в безумие Камилле, взволновало Родена. Он принялся лепить ее бюст, вспоминая первую пору их любви, молодое лицо с широко распахнутыми глазами.

Судя по письмам Камиллы, заживо похороненной в психиатрической больнице, ее никак нельзя было причислить к хронически, безвозвратно безумным людям.

Но ни брату Полю, ставшему знаменитостью Франции, поэтом, драматургом, писателем, живым классиком, ни всей многочисленной родне, которой Камилла могла принести лишь одно беспокойство, она была не нужна.

Между тем, ей очень хотелось выбраться из своего губительного заточения. «Если бы можно было возвратиться в нормальную жизнь, то я бы всегда прислушивалась к вашим советам. Я очень долго страдала…» (Из письма к брату)

Только через 12 лет после смерти Камиллы Клодель, ее родственники решили навести справки о месте ее погребения. Им ответили, что «часть кладбищенской территории был использована для других нужд и могилы нет».

В январе 1917 г., через 50 лет после рождения сына, — 77-летний Огюст Роден женился на Розе Бере. Спустя два месяца, она скончалась.

Видео

Здесь дополнительная и подробная информация «Камилла Клодель: биография»

Художественный фильм о жизни в психиатрической больнице К.К.

Друзья, если вам понравилась статья «Камилла Клодель: биография, интересные факты», поделитесь в социальных сетях!  😉 Заходите за новыми историями!


Понравилась статья? Поделись с другом

Пост!
МирТесен

Написать ответ