🙂 Приветствую постоянных читателей и гостей сайта «Дамы-Господа»! Жозеф Жубер — французский писатель-моралист, родился в 1754 году в Монтиньяке. В 18 лет окончил колледж конгрегации Отцов христианской доктрины в Тулузе.
Спустя шесть лет, полный честолюбивых планов, молодой человек отправился в Париж. Там он познакомился с философами и литераторами Ретифом де ля Бретоном, Дидро, Мерсье, Фонтаном. Некоторое время был литературным секретарем Дидро.
В этот период Жубер превыше всего ставит разум и скептически относится к религии. В литературе предпочитает англичан Шекспира и Ричардсона. Это свидетельствует о предромантических вкусах, но в дальнейшем его взгляды стали более классичны.
Вращаясь в литературной среде, Жозеф пытался заниматься журналистикой, художественной критикой. Смерть отца в 1790 г. заставила его вернуться на родину, где его избрали мировым судьей. Но через два года он подает в отставку и возвращается в Париж.
8 июня 1793 г. состоялось его бракосочетание с мадемуазель Виктуар Моро де Бюсси. В ее поместье Вильнев-ле-Руа он создал впоследствии большинство «мыслей» и афоризмов, составивших его дневники.
В 1808 году Фонтан, сделавшись ректором императорского университета, способствует назначению своего друга на должность инспектора университета. На этом посту Жубер оставался до 1815 года.
Наследие и признание
За исключением нескольких юношеских статей, писатель не оставил печатных трудов. Сам он считал, что не настолько овладел словом, чтобы его записи стали достойны публикации. Однако он размышлял о возможной их публикации потомками.
Первое издание «мыслей» Жубера было осуществлено в 1838 г. Шатобрианом (двух литераторов связывала тесная дружба). В 1842 г. племянник Жубера Поль де Рейналь, расположив жуберовские записи по темам, издал двухтомник «Мысли, опыты и максимы Жубера».
Спустя 20 лет, он был переиздан в более полном виде. Это издание неоднократно воспроизводилось. Однако его ни в коей мере нельзя считать ни полным, ни научным. Единственное полное воспроизведение «Дневников» Жубера, подготовленное А. Бонне, вышло лишь в 1938 г.
Известность Жубера нельзя поставить в сравнение с известностью его коллег и друзей Шатобриана, Балланша, Констана. Это связано с тем, что он, в отличие от трех названных, не играл существенной роли в социальной и политической жизни Франции первой трети XIX столетия.
Однако в оригинальности мышления Жозеф Жубер не уступает ни одному из своих современников, подчас превосходя их.
Характерная черта мышления Жубера — фрагментарность. Постоянно ощущая невозможность воплотить в слове истину во всей ее полноте, он часто оставляет начатую мысль. Затем через несколько страниц возвращается к ней, пытаясь осветить ее по-новому.
Жубер не устает восхвалять «общие места» — афоризмы, максимы, выражающие окончательное суждение о мире. Однако самому ему нередко случается высказывать об одном и том же предмете суждения несхожие, противоречащие друг другу.
В разных фрагментах он подходит к одной и той же теме по-разному. Так, в одном месте автор утверждает, что не до конца обдуманные книги не могут быть совершенны. В другом же — что, когда замысел слишком продуман, книга не доставляет удовольствия автору, ибо писать ее скучно.
Творчество
Неоднозначно и отношение Жубера к весьма важной для романтической культуры проблеме соотношения творчества и жизни. С одной стороны, он жаждет полнейшей искренности, хочет видеть в произведении душу автора, а не только его мастерство.
С другой стороны — постоянно сомневается в том, что подобная искренность возможна. Он не доверяет авторам, чей основной принцип — самовыражение, называет их «актерами, играющих самих себя».
В размышлениях писателя об искусстве можно выделить два основных круга проблем. Первый связан с вопросом о том, что такое подражание и каким образом оно относится к сущности искусства. Второй — с вопросом о взаимоотношениях литератора и публики.
Что касается первого вопроса, то здесь позиция Жубера крайне характерна для конца XVIII — начала XIX века. В этот период завершается переход от классической доктрины подражания к романтической доктрине творчества.
Творчество начинает пониматься не как подражание природе, а как создание новых объектов. В качестве основного критерия совершенства произведения выдвигается интенсивность выражения в нем творческой индивидуальности автора.
Рассуждения писателя
Жубера, несомненно, очень волновал вопрос о подражании. Стремление по-своему подойти к решению этого вопроса порождает самые причудливые повороты его мысли.
Здесь и постоянные попытки сопоставить разные искусства, выразить свойства одного через свойства другого. Тем самым он отодвигает на второй план вопрос об адекватности искусства природе, подчеркивая, что всякому искусству присуща условность.
Здесь и его апология иллюзии, и размышления о несовершенстве человеческого языка, и пристрастие к ведению разговора об искусстве. В первую очередь, об искусстве слова в терминах сугубо «материальных» (сочность и маслянистость стиля, его рельефность и пр.).
В целом можно сказать, что Жубер рассматривает искусство как область в каком-то смысле самоценную. Искусство, обладающее своими собственными законами и связанное с реальным миром путем сложных опосредований.
Взаимоотношения с аудиторией — второй важнейший аспект жуберовских размышлений. Жубер был моралистом, педагогом по самому складу своего характера.
Для него максима, афоризм были не только средством доверить бумаге «наболевшие» проблемы или выразить собственные размышления в форме изящного, отточенного парадокса. Его главной целью было научить себя и других правильно пользоваться собственными духовными возможностями. Правильно творить и воспринимать сотворенное другими.
Отсюда его частые обращения к памяти как одному из важнейших свойств человеческого сознания. Его рассуждения о сравнениях и эпитетах и их «педагогической» значимости, внимание к таким «массовым» формам литературы, как «пошлые» народные песенки или чувствительные романы.
Во всех случаях Жубер усиленно ищет классического равновесия красоты и моральной пользы. Но идет к нему оригинальными, сугубо индивидуальными путями.
Умер Жозеф Жубер 4 мая 1824 года в Вильнёв-Сюр-Йонна, Франция, в возрасте 70 лет.
Афоризмы Жубера
- Справедливость — это истина в действии.
- Никогда не разрезайте, если можете развязать.
- Не берите в жены женщину, которую вы не взяли бы в друзья, если бы она была мужчиной.
- Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.
- Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину.
- Обучать — значит учиться вдвойне.
- Всякое излишество портит или нравы, или вкус.
- Справедливость без силы и сила без справедливости — обе ужасны.
Дорогие читатели, если вам была полезна информация «Жозеф Жубер: биография», поделитесь в социальных сетях. 😉 Заходите на этот сайт, впереди много интересных тем!