😉 Здравствуйте, дорогие читатели! Благодарю за выбор статьи «Наедине с Богом: житие Феофана Затворника» на этом сайте!
Пустынники, отшельники, затворники… Особое сословие монахов, которые уединяются не только от мира, но и от братии, существует с незапамятных времен. В числе самых почитаемых – православный богослов и проповедник Георгий Говоров, он же Феофан Затворник.
Contents
Биография Феофана Затворника
Родился будущий архиерей в деревне Чернава (некогда Орловская губерния) 10 января 1815 года. Отец Георгия, четвертого из семерых детей, служил священником. Не стоит удивляться, что сына определили в духовное училище.
Юность и образование
То, что многим подросткам давалось с трудом – строгий устав, множество дисциплин, требующих запоминания, – Георгий воспринял легко и естественно. В 1829 г. его как отличника перевели в Орел, в семинарию.
В это время там преподавали лучшие умы – философы, теологи, словесники. Здесь Георгий снова проявил себя, став первым среди первых. При этом педагоги отмечали, что юноша не только даровит, но отличается кротостью и молчаливостью.
После семинарии Георгий оказался в «колыбели» православного просвещения – Киевской духовной академии. В разгар учебы он потерял родителей: в 1838 году похоронил мать, а в 1840 отца. Очевидно, это повлияло на его мироощущение и помогло определиться с выбором пути. В начале 1841 г. студент Говоров принял постриг и монашеское имя – Феофан.
Начало карьеры
Академию иеромонах окончил блестяще. Со степенью магистра богословия он получил сразу два назначения:
- Руководить Киево-Софийским духовным училищем.
- Преподавать латынь.
Однако, спустя год, 27-летнего Георгия-Феофана перевели на должность инспектора духовной семинарии в Новгород. А в октябре 1844 г. зачислили бакалавром в столичную духовную академию.
Впрочем, Георгий-Феофан выполнял гораздо больший круг общественных и личных обязанностей. Он преподавал, публиковался. Был членом комитета изучения богословских конспектов, состоял иеромонахом Свято-Троицкой лавры.
В Палестине
В 1847 г. вместе с русской миссией Феофан подвизался в Иерусалиме. Здесь он выучил греческий, французский, арабский и иврит. Освоил иконопись, принялся за переводы древних духовных произведений.
Казалось, его интересует все: культовая архитектура, памятники письменности, уклад монастырей… А еще жизнь аскетов, их внутренний подвиг.
Переводы, публицистику монаха Феофана достойно оценил Синод: автора одарили золотым крестом. Возвращаясь в Россию, Говоров пересек несколько стран Европы. В каждой он посещал храмы, вузы, музеи, библиотеки. Побывал ученый иеромонах и в Ватикане, где беседовал с папой Пием IX.
Архимандрит и епископ
Некоторое время Говоров преподавал – в Санкт-Петербурге. Там в 1855 г. получил сан архимандрита, затем в Олонецкой семинарии, куда был назначен ректором. В 1856 г. его снова отправили за границу, на сей раз в Константинополь, настоятелем посольской церкви.
И снова Синод остался доволен работой своего посланца: Говорова наградили орденом Святой Анны.
С 1857 г. архимандрит Феофан занимал пост ректора духовной академии Санкт-Петербурга. Он отвечал за изучение закона Божьего в гимназиях, руководил комитетом при Академии наук. Но уже весной 1859 г. получил повеление принять чин епископа и возглавить Тамбовскую епархию.
В попечении владыки оказалось множество приходов, монастырей, учебных заведений. Но обширное это хозяйство не мешало Феофану продолжать научную, писательскую деятельность. Кроме того, епископ прослыл непревзойденным проповедником. Удивляло то, что лекции, поучения и назидания он провозглашал экспромтом.
Добровольный затвор
В 1863 г. Феофану поручили огромную Владимирскую епархию. И хотя он справлялся как с имущественными, так и миссионерскими обязанностями (за что получил еще один орден), епископ начал тяготиться земным назначением.
В письмах он сознавался, что желает служить Церкви иным образом – сосредоточенной молитвой, глубоким изучением священных текстов, не отвлекаясь на другое.
В сентябре 1866 г. его мечта осуществилась: Феофан поселился в Вышенской пустыни, в отдельном флигельке. А спустя шесть лет, он окончательно «ушел в затвор». В келье Феофан устроил крошечную церковь и 11 лет ежедневно в ней служил, не выходя за двери.
Епископ также продолжал трудиться на ниве публицистики и перевода. По собственным признаниям он вовсе не страдал от одиночества. Ежедневно он получал и отвечал на 20-40 писем. Затворник писал, что можно путешествовать, не выходя из комнаты, либо напротив, заполнить комнату миром.
Затворники редко нарушают обет уединения. Для епископа таким моментом стал визит губернатора. Феофан вышел к посетителю, дабы выказать не чинопочитание, а кротость, послушание мирским властям. Ведь кесарю – кесарево…
Уход и память
Житие Феофана Затворника – яркое явление в истории Церкви. Он оставил сотни богословских трудов и тысячи писем. В них он предсказал многие события – например, революцию и красный террор.
Феофан Затворник собрал огромную, уникальную библиотеку. Обогатил христианское учение личными молитвами, указаниями, советами относительно праведной жизни. Он научил тысячи духовных чад правильно молиться – так, чтобы молитва, подобно лучам, струилась из сердца.
Умер Феофан Затворник в 1894 году, в день Крещения Господня. Несмотря на то, что старец болел и частично ослеп, скончался он, не причиняя никому хлопот. В полном одиночестве. Считается, что в пору христианских праздников уходят люди близкие Богу. Бесспорно, таким и был знаменитый епископ, проповедник и аскет.
В 1988 г. Феофана Затворника причислили к лику святителей. Он продолжает молиться о нас рядом с православными святителями – Григорием Богословом, Василием Великим, Иоанном Златоустом.
😉 Поделитесь информацией «Наедине с Богом: житие Феофана Затворника» с друзьями в соц. сетях. Подписывайтесь на рассылку новых статей к себе на эл. почту. Для этого заполните строку справа вверху: имя и e-mail.