😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В этой небольшой статье «Жак-Луи Давид: краткая биография, картины» — о жизни французского живописца, крупного представителя французского неоклассицизма в живописи. Годы жизни 1748-1825.
Contents
Жак-Луи Давид: биография
Жак-Луи Давид родился (30 августа 1748 г.) в семье богатого парижского буржуа. После смерти мужа и в связи с отъездом в другой город, мать оставила Давида на воспитание брату, который был архитектором. Эта семья была связана родством с художником Франсуа Буше, тем самым, который писал портреты маркизы де Помпадур.
В детстве у Давида обнаружилась склонность к рисованию. В парижской Академии Святого Луки он посещает уроки рисунка. Затем, по совету Буше, он начал заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Вьена.
- 1766 г. — поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры;
- 1775-1780 гг. — обучение во Французской академии в Риме;
- 1783 г. — член Академии живописи;
- 1792 г. — депутат Национального Конвента. Голосовал за смерть короля Людовика XVI;
- 1794 г. — за революционные взгляды после термидорианского переворота заключен в тюрьму;
- 1797 г. — становится приверженцем Наполеона Бонапарта, а после его прихода к власти — придворным «первым художником»;
- 1816 г. —после поражения Бонапарта Жак-Луи Давид уехал в Брюссель, где умер в 1825 г.
Жак-Луи Давид: картины
В свое время роялист, позднее поддержавший французскую революцию, Давид всегда был поборником возвышенной красоты в искусстве. Он создал, наверное, самые лучшие и наиболее известные картины, посвященные покровителю Наполеону.
С ним же до конца он связал и свою судьбу. После падения императора он удалился в добровольное изгнание в Брюссель.
Давид рисовал Наполеона, когда тот был еще генералом в 1797 г. Несмотря на то, что картина не закончена — костюм портретируемого в эскизе (Париж, Лувр). На ней удивительным образом показаны сила воли и решимость корсиканца.
«Наполеон на перевале Сен-Бернар»
Одна из самых известных картин художника — это портрет Наполеона, генерала победоносной итальянской кампании.
Этот шедевр 1801 года (Национальный музей, Мальмезон) исполнен барочного по своей энергии порыва, с каким художник представил Бонапарта на коне. Вихрь треплет гриву аргамака и плащ всадника — на фоне хмурых туч, гонимых тем же вихрем.
Кажется, что сами силы природы влекут Бонапарта к его предназначению. Переход через Альпы станет началом триумфального завоевания Италии. В этом корсиканец следовал величайшим героям прошлого. На переднем плане картины видны имена, высеченные на скалах: «Ганнибал», «Карл Великий».
Несмотря на то что «правда» картины расходится с исторической правдой — Наполеон преодолел перевал на спине мула в солнечный день — это один из наиболее правдивых портретов полководца.
«Вручение императором знамен»
Жак-Луи Давид с учениками создал также две огромных размеров картины, иллюстрирующие начало эпохи империи. Одна из них, 1810 г., называется «Вручение императором знамен» (Версаль, Национальный музей дворцов Версаля и Трианона).
Это одна из немногих художественных работ, созданных для Наполеона, о которых известно, что заказчик сам следил за исполнением заказа.
По указанию Бонапарта Давид должен был убрать силуэт римской богини победы Виктории над фигурами, прижимающих знамена.
«Коронование императора Наполеона»
Эта аллегория противоречила смыслу и исторической правде, которых император ожидал от такого типа произведений. В другом случае художник самовольно изменил первоначальный замысел композиции еще одного монументального полотна —»Коронации», написанной в 1805-1808 годах (Париж, Лувр).
Хотя общая композиция произведения основывается на подобном принципе — император изображается на возвышении, — здесь присутствует иной настрой. Стихийный солдатский динамизм уступил место пышной торжественности акта коронации.
Эскизы будущей картины Давида позволяют предположить, что художник стремился показать момент исторической правды. Бонапарт, приняв из рук Папы императорскую корону, сам себя увенчал ею, ясно указывая на единственный источник своей императорской власти.
Видимо, этот жест представлялся слишком кичливым. Поэтому, в жанре пропагандистского произведения искусства, на картине изображен император, венчающий короной свою супругу.
Тем не менее произведение сохранило наверняка читаемый для тогдашнего зрителя символ единовластия Наполеона. Сцена императорского посвящения Жозефины повторяет композиционный мотив коронации Марии Иисусом, распространенный в искусстве Франции позднего Средневековья.
Видео
В этом познавательном видео картины и дополнительная информация по теме «Жак-Луи Давид: краткая биография»
😉 Дорогие читатели, если вам понравилась статья «Жак-Луи Давид: краткая биография, картины», поделитесь в соц. сетях. Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.