Вся жизнь – театр: биография и система Константина Станиславского

🙂 Здравствуйте, дорогой читатель! Благодарю за выбор статьи «Константин Станиславский: краткая биография и его система» на этом сайте!

Он должен был стать миллионщиком, владельцем заводов, газет, пароходов… А стал «всего лишь» гением театра.

Константин Сергеевич Станиславский: биография

17 января, если считать по новому стилю, 1863 года в семье московского промышленника Сергея Алексеева родился хилый, болезненный мальчик.
Лет до десяти ребенок, которого назвали Костей, казалось, не рос, а хворал. Он плохо говорил, болел рахитом…

Но родители, люди, удивительно интеллигентные, сына не только упорно лечили, но развивали. Семья дружила с меценатами Саввой Морозовым и Третьяковыми, увлекалась искусством, обожала театр. Последнее, впрочем, понятно, ведь матушка супруги Алексеева была известной французской актрисой.

Костю, как и других детей, а было их десять, учили музыке, танцам, фехтованию… Более того, в доме Алексеевых действовал любительский театр. Маленький Костя принимал в его делах живейшее участие. В 14 лет он впервые «блеснул» на подмостках – небольших, но все же настоящих.

Учеба и дебют

Помимо многогранного домашнего образования, Константин получил государственное, окончив гимназию восточных языков при Лазаревском институте. В 18 лет он приобщился к управлению семейной фабрикой, производящей канитель. Но, как и прежде, бредил театром.

Позже Константин Сергеевич писал, что в детские и юношеские годы на его столе книжек о театре было больше, чем учебников. Каждую свободную минуту юноша проводил в семейном театре. Каждый вечер посещал спектакли, не пропускал ни единой премьеры. Дружил с актерами, брал уроки речи и вокала у лучших мастеров.

Наряду с этим молодой Алексеев продолжает семейную меценатскую деятельность. Он становится членом дирекции Русского музыкального общества в Москве и, вместе с Чайковским и Танеевым, возглавляет его консерваторию.

Получив в распоряжение настоящую сцену, Константин приступает к режиссерским опытам. С 1891 г. он поставил шесть спектаклей. И хоть это был период поиска, эксперименты режиссера-новатора с восторгом отмечали публика и критика.

Зрелость и карьера

В 1897 г. произошло знаковое, по определению Константина Сергеевича, его «свидание-сидение» с критиком и педагогом Немировичем-Данченко.

Итогом беседы стало рождение нового, Московского художественного театра. Первыми спектаклями, ошеломившими публику, были «Царь Федор», «Венецианский купец» и «Антигона». В 1898 г. со сцены МХАТа взлетела «Чайка», открывшая эпоху Чехова.

В этих и других спектаклях Константин Алексеев появлялся также в актерской ипостаси. Чтобы «разграничить» себя как режиссера и артиста, он обзавелся псевдонимом.

Точнее, «одолжил» его у Алексея Маркова, актера-аматора, игрой которого когда-то восхищался. Тот же выступал как Станиславский в честь известной балерины, солистки Большого театра. Впрочем, скоро Константин Сергеевич «сроднился» с псевдонимом.

Советский Станиславский

Он не только остался в России, но в 1918 г. попробовал себя в синематографе, выпустив один из первых кинороликов.

МХАТ под руководством Станиславского работал без оглядки на войну, голод, диктатуру пролетариата. На его подмостках оживали пьесы Байрона, Гоголя, Чехова… А чуть позже – Островского, Булгакова, Катаева.

После инфаркта, который настиг Станиславского в 1928 г. прямо на сцене, режиссер сосредоточился на теоретической работе. Он окончательно отшлифовал актерскую систему, ставшую основой театрального искусства.

В 30-ых Станиславский издал мемуары, написал фундаментальную «Работу актера над собой». Но первый ее том вышел уже после похорон автора. Константин Сергеевич скончался от последствий инфаркта в 1938 году 17 августа.

Личная жизнь Станиславского

Когда Константину было всего 20, молодая крестьянка Авдотья родила ему сына. Так как родители считали, что у Кости «ветер в голове», то усыновили этого ребенка. Впоследствии Владимир Алексеев стал видным историком.

Женился Станиславский в 26 лет на актрисе Марии Перевощиковой-Лилиной. От этого брака появилась дочь Кира, в дальнейшем художница и хранитель дома-музея отца.

Система Станиславского: основные принципы

И все же главная «вершина» Станиславского – не МХАТ и не плеяда выдающихся актеров. А система, получившая всемирное признание, как «библия» актерского мастерства.

Ее ключевые принципы – подлинность представления и переживания. Они означают, что актер обязан испытывать не мнимые, а настоящие эмоции, верить в «правду» персонажа, жить его логикой. Не лицедействовать, а перевоплотиться – вот чему учит система.

Система Станиславского

Чтобы достичь этой цели, Станиславский предложил подробную методику, опробованную лично. Он сам, репетируя «На дне», посещал ночлежки… Сам владел «сценической свободой», обладал глубокой эмоциональной памятью… И сам познал искусство в себе.

😉 Была ли Вам интересна статья «Константин Станиславский: краткая биография и его система»? Поделитесь этой информацией с друзьями в соц. сетях. Подписывайтесь на рассылку новых статей к себе на почту. Укажите имя и e-mail справа вверху.


Написать ответ

2 × три =

Adblock
detector