The term «New or Conceptual Symbolism» was first used by the Russian and American artist Vitaly Komar, who in 2009 in New York formulated the definition of this trend in the visual arts
Термин — Новый или Концептуальный Символизм – впервые употребил русский и американский художник Виталий Комар / Vitaly Komar, который в 2009 году в Нью-Йорке сформулировал определение этого течения в изобразительном искусстве.
В частности, в журнале «ИНТЕРПОЭЗИЯ» №3 за 2009 год В. Комар писал «Даже если это течение одного художника, оно может восстановить утраченную связь искусства с историческими и вневременными мифами. «Новый Символизм» создает символы, подобные мандалам и геральдическим эмблемам, которые как концептуальные знаки соединяются с живописной грезой».
Е. Гегузин / E. Gegouzin. Убить Билла 1 / Kill Bill 2. 2005. Acrylics & Foam on Canvas. 100x100cm
В. Комар далее поясняет: «Образы Нового, или иначе говоря — Концептуального Символизма — это видения еще не рожденного, непроизносимого слова. Они концептуальны и сродни не только искусству прерафаэлитов и символистов XIX века, но, в большей степени, древним синкретическим символам, которые тысячи лет назад объединяли происхождение письменности и искусства». При этом необходимо понимать, что новый, или концептуальный символизм – это постконцептуальное искусство.
Е. Гегузин / E. Gegouzin. Натюрморт / Still Life. 2005. Acrylics & Foam on Cartoon. 140×160 cm
Непосредственно концептуальная живопись В. Комара более относится к направлению «соцарт», однако его замечания относительно образов прошедшего и будущего, оказались, как нельзя более, кстати. Одним из последовательных представителей течения Нового или Концептуального Символизма является русский и израильский художник Евгений Гегузин / Evgeny Gegouzin, картины которого служат живым подтверждением актуальности течения.
Е. Гегузин / E. Gegouzin. Времена Года / Seasons. 2015. Acrylics on Canvas. 100×100 cm
Нюанс концептуализма (или постконцептуализма?) в живописи Евгения Гегузина подчеркивается видимым абстрагированием его работ от банальностей бытия (красивостей по Дж. Кошуту / J. Kosuth ) и переходом к простым и наглядным символам-знакам, при повышенном внимании к образу круга и круговому движению, как основам мироздания. А скрытая ирония многих работ роднит их с шедеврами соцарта.
Е. Гегузин / E. Gegouzin. Механизм / Mechanism. 2018. Acrylics on Canvas. 100×100 cm
За неимением места — нет смысла углубляться в доказательную базу, — однако следует помнить, что любое произведение искусства концептуально и его автор может иметь различные идеи или концепции, которые он реализует – зачастую подсознательно — в своем произведении, будь то симфония или картина. A в работах художников Концептуального Символизма, подобная мультиидейность сведена к минимуму и работы эти напоминают — в этом плане — научные построения, когда разнообразные творческие изыскания приводят к единой математической формуле.
Е. Гегузин / E. Gegouzin. Маска / Mask. 2020. Acrylics on Canvas. 100×100 cm
Поэтому мы и можем утверждать, что идеи Концептуального или Нового Символизма применимы не только к живописи, но и иным искусствам и наукам. Более того, в том странном мире, в котором оказалось человечество сегодня, именно принципы Концептуального Символизма могут оказаться альтернативой так называемой многовекторности или поливалентности современного человеческого мышления, основанной, в конечном итоге, на несовершенстве системы звуковой коммуникации, — ибо визуальные символы, на которых базируется это направление, однозначны и просты для понимания.
Больше информации на www.newlineart.com