Как разговорить молчуна. Родители все чаще сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в свои два, а то и три года так и не начал говорить. Хотя еще совсем недавно начавший осознанно разговаривать годовалый ребенок не вызывал у родителей большого восхищения и это считалось нормой. Давайте разберемся, что могут сделать родители, чтобы разговорить молчуна.
Идем к специалистам
Как бы банально ни звучало, но это нужно сделать. Вопреки многочисленным историям, где нужно было подождать 3 года и речь выстрелит самостоятельно. К сожалению, существует множество отклонений, которые очень тщательно маскируются и их с трудом выявляют даже специалисты. Например, сниженный слух у ребенка (в пояснении не нуждается), моторная и сенсорная алалия, расстройства аутистического спектра и другие. Дело в том, что большинство существующих расстройств нуждается в своевременном вмешательстве. Например, дети, которым в младенческом возрасте компенсировали потерю слуха могут развиваться наравне со своими слышащими сверстниками. Но стоит родителям подождать возраста 3-4 лет, как реабилитация и обучение речи у таких детей будет происходить в разы тяжелее. Это не запугивание, это призыв к посещению всего нескольких специалистов.
Итак, кого нужно посетить на данном этапе:
- логопеда-дефектолога
- врача-отоларинголога
- невролога
- психолога
Скорее всего, что малыш просто еще не разговорился. Но посетив указанных врачей, родители могут почувствовать себя спокойнее. Даже если родитель не позволяет себе волноваться и свято верит в благополучный исход ситуации, все равно найдутся доброжелатели, которые своими наводящими вопросами и советами будут время от времени раскачивать тихую гавань спокойствия родителя.
Речевая среда
Ребенок должен всегда слушать речь. Если с ребенком постоянно находится мать, то она должна непрерывно говорить. Озвучивать все что делает. При этом:
— Говорить нужно короткими понятными предложениями, с естественной интонацией. Не нужно сюсюкать и искажать слова.
— Призывайте ребенка к диалогу!
— Общаясь с малышом, необходимо задавать вопросы, выдержав паузу, нужно ответить за него.
Используйте звукоподражания.
Пока ребенок еще не начал произносить сложные слова, используйте как можно больше звукоподражаний. Это могут быть звуки животных и короткие слова, которые так удобно использовать в быту: бах, оп, фу, ку-ку, тут, там, дай, на и т.д.
Это — самые первые и, необходимые к выполнению, шаги на пути к красивой и беглой речи.