😉 Приветствую любителей искусства! В статье «Иван Константинович Айвазовский: картины, о которых вы не знали» — о малоизвестных работах великого живописца, баталиста, коллекционера и мецената. Годы жизни: 1817-1900.
С детства мы знаем этого мастера как живописца моря, художника морских закатов, штиля, лёгкого морского бриза и пенящегося прибоя, шторма и ураганного ветра. Можем часами стоять в зале Эрмитажа, посвященного шедеврам этого непревзойденного «Певца моря».
Недаром молодого художника назначили «первым живописцем Главного российского Морского штаба». За заслуги перед Отечеством наградили орденом Святой Анны и званием академика. Но есть другой Айвазовский: малоизвестный, редкий, «не морской».
Творчество Айвазовского
Иван Константинович был хорошим портретистом. «Дело его рук» великолепные портреты турецкого султана Абдул-Меджид I, российского сенатора Александра Казначеева, Айвазяна Габриеля – сводного брата художника.
Он написал портреты своей первой жены Юлии Гревс, второй жены Анны Бурназян-Саркизовой, армянского католикоса апостольской церкви Айрика Хримяна. Портреты композитора Михаила Глинки, коллекционера и мецената Алексея Томилова, Великого князя Константина.
Художник создал много графических и живописных автопортретов.
Писал Айвазовский зимний лес (лесные пейзажи русского севера), зимний лёд петербургской реки (переправа через Неву). Полотна на библейские темы (о предательстве Иуды, восточные сцены Малой Азии, крещение армян просветителем Григорием в IV столетии).
Из-под кисти мастера появляются храмы турецкого Стамбула (картины мечетей Константинополя). Мельницы «Дон-Кихота» (ветряные мельницы украинских степей на закате солнца). Египетские верблюжьи караваны (оазисы горячей Сахары).
Прекрасны этнографические жанровые сцены южной Украины (свадебные миниатюры, изображения крестьян в работе и на отдыхе), северо-крымские степные просторы (зимние сцены в Малороссии).
Неизвестный Айвазовский
За многие годы своей творческой жизни мастер исколесил полмира. За семь лет до кончины побывал даже в Америке. И повсюду, где ступала его нога, создавал свои бессмертные полотна.
Айвазовский, обладая чудесным музыкальным слухом, играл великолепно на скрипке, развлекая матросов Балтийского флота. А потом, будучи в гостях на военном корабле, брал в руки кисти, палитру, холст и, напевно затянув итальянскую серенаду либо татарскую мелодию, писал суровые морские пейзажи.
В ноябре 1869 г. Ивана Константиновича Айвазовского включили в состав российской почетной делегации по открытию Суэцкого канала. Прибыв на египетскую землю, художник стал первым маринистом в мире, написавшим «вживую» маслом картину этого грандиозного строительного сооружения мирового масштаба.
Да, теперь мы знаем «не морского» Айвазовского. Но почему-то всплывают в памяти его фрегаты, парусники, чайки, бурлящая поверхность моря, океанские закаты и рассветы.
Видео
В этом видео интересная экскурсия в Третьяковской галерее по теме «Иван Константинович Айвазовский: картины». (Не забудьте настроить видео в HD).
😉 Друзья, если вам понравилась статья «Иван Константинович Айвазовский: картины», поделитесь в соц. сетях.
Несколько интересных фактов из биографии художника:
Айвазовского при жизни окружала всемирная слава. С 1846 г. в России и за границей было организовано 120 его персональных выставок. Он был избран членом европейских академий художеств: Петербургской, Парижской, Римской, Амстердамской. Папа римский приобрел для Ватикана картину Айвазовского «Хаос».
Айвазовский был поразительно работоспособен: написал около 6000 полотен и считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего.
Почти всю жизнь Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по своему проекту дом на берегу моря. Преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской.
Художник своими делами заслужил уважение и любовь сограждан. На его средства в Феодосии были построены: гимназия и библиотека, археологический музей и картинная галерея. По его настоянию был проведен водопровод. Благодаря его хлопотам был сооружен торговый порт, проведена железная дорога.
Во времена Крымской войны Айвазовскому не всегда удавалось присутствовать на местах сражений, но он тщательно собирал рассказы очевидцев и восстанавливал картину происходящего.
В 1848 г. Айвазовский женился. В один из приездов в Петербург он был представлен знатной вдове, имевшей двух дочерей «на выданье». Девушки пожелали учиться живописи. Через некоторое время вдова заметила, что художник слишком прилежен в занятиях, часто засиживается в доме. Вдова гадала, какой из дочерей он отдаст предпочтение. Но все разрешилось неожиданно: Айвазовский женился на гувернантке — Юлии Яковлевне Гревс. В семье родилось 4 дочери. Но брак оказался не очень счастливым.
Тщеславному воображению красавицы рисовались приемы в петербургском салоне. Айвазовский же принял решение поселиться в Феодосии. На 12-м году супружеской жизни Юлия оставила мужа, взяв с собой дочерей: Александру, Елену, Марию и Жанну. В 1877 г. брак был расторгнут.
Шли годы, и на его пути встретилась другая женщина, которую он увидел из экипажа, остановленного похоронной процессией. Хоронили известного купца Саркизова. За гробом шла вдова — юная армянка поразительной красоты. Через год Анна Никитична стала женой Айвазовского. Художник был влюблен в жену и по-настоящему счастлив с ней. Анна Никитична была моложе мужа почти на 40 лет, но природный такт, чуткость, душевная теплота отличали эту молодую, ничему не учившуюся женщину.
Она преклонялась перед искусством мужа, понимала его, хотя не посещала музеи и не читала книг по живописи. Дом Айвазовского ожил. В нем собирались друзья, художники, ученики. Детей у них не было. Ее красота вдохновила художника на создание портрета. Он посвятил ей стихотворение.
Иван Константинович скончался внезапно, ночью, от кровоизлияния в мозг, оставив на мольберте картину «Взрыв корабля», начатую накануне. Художник был похоронен с воинскими почестями, местный гарнизон возложил на гроб адмиральскую шпагу. На могиле высекли надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
На похоронах Анна Никитична распорядилась разделить склеп на две части, вторую предназначив для себя. После смерти мужа Анна перестала днем выходить из дома. В течение 25 лет она ни разу не оставила своей квартиры. Она каждый вечер ходила к морю и сидела на скамье, которую феодосийцы называют «скамьей Анны Никитичны Айвазовской».
Спасибо Вам, Наталья за подробную информацию о жизни и творчестве Ивана Константиновича Айвазовского! Это очень интересно!
В Таганроге, где я живу, в художественном музее есть картина Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии», датированная 1853-м годом. Ее размер 94 на 143 см.
Это один из моих самых любимых художников. В Эрмитаже я действительно стояла у его картин потеряв счет времени. Со мной тогда был 10-летний внук и я ему подробно рассказывала о каждой картине. Скоро около меня собралось 10-15 человек. И только, когда они стали задавать мне вопросы, я вернулась в реальность.
Спасибо, Наталья! Да, Айвазовский — талантище! Нарисовать воду, море в движении — не каждому художнику дано. И с портретами он блестяще справлялся!