«Надо», «должен», «обязан» — 3 самых популярных манипулятивных слова. Если вы кому-то «должны» или от вас что-то «надо», то в большинстве случаев инициатива идет от вашего собеседника. Подумайте, действительно ли при слове «Надо» вы руководствуетесь внутренними стремлениями, а не волей манипулятора? Как распознать манипуляции и отражать их расскажем в статье. Как научиться манипулировать людьми смотрите здесь.
Contents
Право выбора
При использовании слова «или» кажется, что вам дают свободу выбирать из двух предложенных вариантов. «Сынок, ты выбросишь мусор прямо сейчас или после обеда?» — в этом предложении есть основная цель манипулятора, чтобы сын выбросил мусор. Манипулируемый думает, что он управляет ситуацией, когда на самом деле манипулятор специально дал иллюзию выбора или же выбор без выбора. Сын в любом случае выбросит мусор.
Эффект взаимного обмена
В наших головах упорно засело правило: если тебе сделали добро — сделай его в ответ, или, иначе говоря, услуга за услугу. В таких случаях у манипулятора развязываются руки. Пример: вы находитесь на деловых переговорах, собеседник сразу же при встрече дарит вам незначительный подарок. Автоматически вы сразу же начнете воспринимать этого человека положительно и захотите отплатить ему той же добротой в ответ. В этот момент вы попались на его крючок, ваше мышление просто не позволит ему отказать, какие бы требования он не выдвинул. Цель манипулятора — отдать мало, например бесплатный день оказания услуг или шоколадка, а получить много.
Получить можно и выгодную ставку «повторная просьба» в том случае, если вы уже отказали единожды. Держите в голове, что манипулятор рассчитывает вызвать у вас чувство вины, чтобы при его повторной просьбе вы пошли ему на уступки.
Эффект контраста
Этим принципом часто пользуются продавцы. Цель метода — сломать ваше объективное восприятие вещей с помощью огромных противоположностей. Если вы покупаете дорогую вещь, к примеру обувь, то продавец предложит вам купить еще и крема для неё. Представим, что обувь стоит 15000 рублей, а крем всего лишь 390 рублей, в этом случае по сравнению с ценой на обувь стоимость крема кажется совсем незначительной, и именно на это и рассчитывает манипулятор.
Другой пример: муж просит приготовить жену обед для него в наглой форме: «Жена, приготовь сегодня 10 порций салата на завтрак». Жена, скорее всего, откажет ему, так как это абсурдный объем для одного человека. Муж типа соглашается с замечанием и говорит: «Ну ладно, давай только 4 порции тогда». По сравнению с предыдущим вариантом 4 порции уже не кажутся какой-то большой проблемой для жены, она соглашается и готовит ему. Именно на это и рассчитывал муж, изначально зная, что ему откажут при запросе 10 порций, а запрос четырех порций будет восприниматься уже не такой большой угрозой для жены.
Как отразить манипуляции
После того, как вам сказали что вам надо или вы обязаны что-то сделать, и при этом вы чувствуете сомнение, то прямо спросите собеседника: «Кому это надо?». Если он ответит «тебе», то скажите: «Я знаю что мне надо или не надо, и то, что вы озвучили, нет в перечне того, что мне требуется». Таким образом выявится эта манипуляция, и манипулятор потеряет на вас всяческое влияние.
Как только вы услышали 2 выбора с соединительным словом «или», смело отвечайте: «Ни то, ни другое». Манипулятор будет в растерянности, а вы в свою очередь не будете делать что-то против своей воли. Еще есть возможность создать третий сценарий, т.е озвучить варианты с выбором уже на ваших условиях.
В тот момент, когда собеседник предлагает бесплатную уступку, вежливо откажитесь, у манипулятора больше не будет ни единого рычага давления на вас. Помните, что основа манипуляции «повторная просьба» — ваше чувство вины. Если вы раскусили манипулятора, то без угрызения совести откажите ему в очередной момент и в последующие.
Как самому применить эффект контраста
Вы вправе полностью поменять ситуацию в свою сторону после манипуляции на контрастах. Например, в магазине одежды вам предлагают вещь, которая заведомо столько не стоит, продавец называет сумму 20000 рублей, но вы хотите взять ее за 13000 рублей. Скажите: «Беру прямо сейчас за 8000». Разумеется, это актуально только в тех торговых точках, где возможен торг напрямую с руководителем/хозяином магазина, ведь обычные продавцы, как правило, ничего не решают.
Возмущение хозяина — первая реакция. После этого вы можете уже озвучить вариант помягче, например, 10000 рублей. Он все еще будет недоволен и все же будет больше расположен к сделке. Он вновь вам отказывает, а вы уже называете ту сумму, на которую рассчитывали изначально — 13000 рублей, ведь эта вещь дороже не стоит, продавцы нагло накрутили высокий процент. В большинстве случаев продавец вам уступит, так как 13000 выглядит не так мало по сравнению с 8 тысячами. В этом случае вы сами использовали эффект контраста против манипулятора.