Поэты Серебряного века: краткий обзор 7 литературных течений

😉 Здравствуйте все! Благодарю за выбор статьи «Поэты Серебряного века» на этом сайте. Информация будет полезна любителям поэзии, старшеклассникам и студентам.

Что такое Серебряный век

В русской поэзии период с конца XIX в. и до 30-х гг. прошлого столетия часто образно называют Серебряным веком. Название дано по аналогии с Золотым веком поэзии (нач. XIX в.). У литературоведов существует три версии авторства этого термина: философ Н. Бердяев, поэты Н. Оцуп и В. Маяковский.

Хронологические рамки периода нередко вызывают дискуссии ученых. Началом считаются 1890-е годы. А вот окончание до сих пор вызывает горячие споры. Одни утверждают, что Серебряный век закончился, когда началась Гражданская война.

Другие, таким рубежом считают смерть А. Блока и расстрел Н. Гумилева. Третьи настаивают на 1930-м, когда В. Маяковский покончил жизнь самоубийством.

Поэзия этого периода не была однородной. Она включала множество больших и малых течений и различных поэтических объединений. Наибольшую известность из них получило семь направлений:

  • символизм;
  • акмеизм;
  • футуризм;
  • кубофутуризм;
  • эгофутуризм;
  • новокрестьянская поэзия;
  • имажинизм.

Стоит отметить, что поэты Серебряного века, создававшие произведения в одном направлении, довольно часто, через какое-то время, переходили в другую группу. А творчество Марины Цветаевой невозможно отнести к определенному литературному течению.

Символизм

Это крупнейшее направление во всех видах искусства было порождено кризисом, охватившим Европу в конце XIX в. Оно характеризовалось экспериментаторством. Появляется отрицательная оценка многих идей, пересмотр нравственных ценностей, утрачивается вера в науку. Люди все больше увлекаются философией идеализма.

В России это направление зарождалось во время упадка так называемого Народничества. Общество все сильнее охватывало пессимистическое настроение. По этой причине, литература не освещала простые каждодневные вопросы, а отдавал предпочтение глобальным и философским.

Символизм наиболее ярко проявил себя с 1890-х по 1910 г. На символизм в России большое влияние оказали: российские поэты и прозаики: Фет, Тютчев и Достоевский, а также символисты Франции: Поль Верлен, Стефан Малларме, Лотреамон, Артюр Рембо и Шарль Бодлер.

Основной смысл этого течения — с помощью искусства человек может познать мир и себя. Символизм также не был единым течением. Это были отдельные школы, часто соперничающие между собой.

«Старшие символисты»

К так называемым «Старшим» символистам принадлежали столичные литераторы: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и Н. Минский. В их произведениях можно легко заметить упадническое настроение и разочарование.

Критики называют такое творчество декадентством. В Москве — это поэзия В. Брюсова и К. Бальмонта, которые писали в эстетическом ключе. Они утверждали, что поэт всегда должен творить, опираясь на личные и художественные ценности.

«Младшие» символисты

К этой группе можно отнести: А. Блока, А. Белого и В. Иванова. Их произведения проникнуты философией, опирающейся на религию, но в поэтическом выражении.

Поэты - символисты

Слева направо: К. Бальмонт, В. Иванов, И. Анненский, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов

Символизм обогатил русскую поэзию. Поэтическому слову была придана неизвестная до этого времени подвижность и многозначность. Символисты искали в словах новые, порой неожиданные, нюансы и различный смысл.

Гениальными мастерами выразительности, с применением ассонанса и эффектной аллитерации можно по праву назвать К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Анненского, А. Блока и А. Белого. Именно они значительно расширили ритмику стиха, разнообразили строфику.

Символизм создал новую философию культуры, выработал универсальное мировоззрение. Символисты говорили об общественной роли творческой личности, возглавили движение к созданию новых форм искусства для объединения людей.

Акмеизм

Название происходит от греческого слова — цветение. Это направление «выросло» из символизма, а затем активно противостояло ему. Акмеисты во главу угла ставили материальность темы и образа, прочно стояли на позиции «искусство ради искусства». Наиболее яркие представители акмеизма — это члены «Цеха поэтов».

Поэты Серебряного века, акмеизм

О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий

У истоков акмеизма стояли: Н. Гумилев, С. Городецкий и Анна Ахматова. Впоследствии к ним присоединились: О. Мандельштам, М. Зенкевич, Г. Иванов и др.

В конце 1912 г. в столичном кабаре «Бродячая собака» была представлена подробная программа развития акмеизма. Акмеисты стремились обобщить опыт предшественников и вывести поэзию на новую вершину творчества. В 1913—18 гг. издавался сборник поэтов «Гиперборей».

Футуризм

Это течение можно назвать авангардным, поскольку оно ставило целью создать прообраз искусства в недалеком будущем. Российские поэты перенимают положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. В его задачи входила идея полного уничтожения стереотипов современной им культуры.

Они предлагали заменить их воспеванием техники и урбанизма. Именно урбанизм вкупе с техническим прогрессом футуристы считали главной отличительной чертой будущего общества.

Поэты прославились своим бунтарством, отрицанием всех культурных традиций. Их произведения часто напоминали лозунги, плакаты и агитки. Поэты проводили эксперименты по созданию так называемого «заумного» языка.

Основателями этого направления принято считать членов столичной группы «Гилея». Это была влиятельная организация, но не единственная. С течением времени от нее отделились эгофутуристы во главе с И. Северянином, группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии».

Аналогичные организации можно было встретить практически во всех крупных российских городах.

Кубофутуризм

Это еще одно авангардное течение в искусстве начала прошлого столетия. Оно гармонично соединило принципы кубистов Франции (Брак) и футуристов Италии (Боччони). Автор термина, который появился в 1913 г. — Корней Чуковский.

В этом течении активно принимали участие так называемые «будетляне», состоявшие в группе «Гилея». Они демонстративно отказывались от эстетических идеалов прошлых лет и ярко проявляли в своих произведениях вызывающую эпатажность и применение окказионализмы.

Кубофутуристов нередко называли «заумными поэтами». В разное время в эту группу входили: В. Хлебников, Е. Гуро, Давид и Николай Бурлюки, В. Каменский, В. Маяковский, А. Крученых, Б. Лившиц и др.

Поэты кубофутуристы

В. Маяковский, В. Хлебников, Давид Бурлюк, Николай Бурлюк, Б.Лившиц, В. Каменский, Е. Гуро

Это направление было востребовано в рамках русского авангарда не только в поэзии, но и в живописи. Эту форму творчества применяли: Малевич, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.

Эгофутуризм

Это течение откололось общего футуризма, заявив, что оно стремится культивировать рафинированность ощущений, широко использовать новые иностранные слова и фразеологизмы, а также способствовать себялюбию.

В начале 1912 г. в столице была организована «Академия эгопоэзии», руководил которой И. Северянин. Сюда вошли начинающие поэты: Г. Иванов, К. Олимпов и С. Петров. Они выпустили манифест «Скрижали эгопоэзии».

В манифесте основателями течения были названы М. Лохвицкая и К. Фофанов, хотя этих поэтов скорее можно было бы назвать символистами.

Весь манифест состоял из фраз: «человек — эгоист», «человек — дробь Бога» и т. п. Эгофутуристы утверждали, что опираются на теософию, но в их поэзии не было новизны. Стоит подчеркнуть, что это направление действовало достаточно кратковременно, около трех лет.

Поэты эгофутуристы

И. Северянин, К. Олимпов, Г. Иванов

Критики рьяно взялись за подробный разбор стихотворных произведений Игоря Северянина. Вскоре он отошел от этого течения, а после 1917 г. совершенно изменил стиль своего творчества.

Почти все эгофутуристы через некоторое время перешли в другие жанры или уходили из литературной деятельности. Напомним, что к этому направлению также примыкали В. Шершеневич, Р. Ивнев и др.

Новокрестьянская поэзия

Это понятие существует в историческом и литературном обиходе. Объединяет поэтов достаточно условно, отражая несколько общих черт, которые присущи их мировоззрению и творческому стилю.

Поэты, которых впоследствии критики причислили к этому течению, себя так не называли. У них не было поэтического объединения, отсутствовала и единая теоретическая платформа.

Они нередко обращались к теме российской деревни, ее просторам, простой жизни крестьян, неразрывной связи с живописной природой, традициям и устному народному творчеству. Но одновременно они понимали и прекрасно отражали в своем творчестве стремление «русского модерна».

Поэты Серебряного века новокрестьянской поэзии

С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин

В 1910-е годы в литературу приходит новое поколение поэтов из крестьян. Издаются стихи С. Клычкова, Н. Клюева, А. Абрамова и П. Орешина. В 1916 г. выходит сборник стихов С. Есенина «Радуница».

В начале прошлого века слова «русский селянин» можно было принять за ресторанную экзотику или артистическую позу. Но такую позу с удовольствием принял Клюев, который проклинал «дворянское вездесущие».

Не ушел от этого образа и Есенин в молодости, нарядившись в голубую шелковую рубаху навыпуск, надев бархатные штаны и высокие сафьяновые сапоги. Критики встретили этих поэтов как посланцев деревни и выразителей ее мировоззрения. А позже критика называла такую поэзию «кулацкой».

Действительно, эта поэзия появилась на рубеже веков. Она выражала предчувствие социального распада и полной анархии смыслов в искусстве. Эти поэты Серебряного века любили и знали деревенский быт, устное поэтическое народное творчество. Они были близки к русской природе, поэтому составляли сильную сторону лирики «крестьянской поэзии».

Имажинизм

Целью имажинистов было создание цельного образа. Они очень часто прибегали к такому выразительному средству, как метафора. Иногда метафорические цепи были сопоставлением разных элементов двух образов: прямого и переносного. В их произведениях также присутствует эпатаж и мотивы некоторой анархии.

Имажинизм был основан на фундаменте футуризма. Основателями этого течения считаются А. Мариенгоф и В. Шершеневич. Какое-то время имажинизмом увлекались поэты: С. Есенин, Р. Ивнев и Н. Эрдман, Л. Чернов, а также художники Б. Эрдман и Г. Якупов.

По мнению некоторых критиков, название произошло от английского имажизма, поэтической школы (Т. Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. С. Элиот, Р. Олдингтон). В России об этом течении узнали из статьи Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы». Начало имажинизма — 1918 г., в Москве основан «Орден имажинистов».

В 1919 — 1924 гг. это направление поэзии стало популярным в больших городах. Появились издательства, где печатались произведения имажинистов.

В 1919 г. имажинисты вошли в так называемую секцию Литературного поезда им. А. Луначарского. Они ездили и выступали во многих городах. Это еще больше способствовало их известности и популярности.

Впоследствии имажинисты провели несколько скандальных, эпатажных действий, например, расписали стены Страстного монастыря антирелигиозными цитатами. Имажинизм прекратил свое существование в 1925 — 1927 гг.

Видео

Дополнительная информация по теме «Поэты Серебряного века» в этом видео.

😉 Была ли вам полезна статья «Поэты Серебряного века: краткий обзор 7 литературных течений»? До новых встреч на этом сайте! Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.

Написать ответ