🙂 Приветствую любителей живописи! Григорий Сорока — это выдающийся русский художник, человек трагической судьбы. Талантливейший живописец оставил нам потрясающие портреты и пейзажи тех времен. Все его работы обладают особым обаянием. Посмотрите сами!
Художник Сорока
Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.
С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.
Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».
С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.
Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.
Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным. Это наложило трагический отпечаток на его судьбе.
Григорий Сорока: картины
Более, нежели у других учеников мастера, у Григория Сороки получил развитие поэтический и вместе сочувственно-любовный взгляд на мир русского крестьянства. Таковы его карандашные крестьянские портреты, таково его «Гумно».
Созданные молодым художником пейзажи считаются одними из лучших в бытовом жанре. Пейзажи полны умиротворения и лирики. Они написаны с такой любовью, что кажется, художник увидел в этом пейзаже гармонию, согласие и покой.
Сороке принадлежит один из лучших венециановских интерьеров «Кабинет в усадьбе Островки», с великолепным натюрмортом на письменном столе. Наиболее удачно написаны гладко выструганные бревенчатые стены, по которым скользит мягкий дневной свет.
Этот свет с уникальным мастерством использован для характеристики не только пространства, но и фактуры предметов. На лакированной поверхности деревянной мебели он ложится легкими бликами.
Мягко, широко лежит на ровных половицах некрашеного пола, дробится на стеклах портретов на стене, ровнее освещает незастекленные живописные плотна. А мальчик, с книжкой в руках (почему-то кажется, что это томик стихов), присевший на краешек дивана, словно олицетворение какой-то неуловимой изящности и деликатности.
Как придворный живописец Сорока рисовал и детей своего хозяина: Елизавету и Лидию Милюковых. Портреты детей, почему-то напоминают работы мастеров Возрождения. В них так много внутренней просветленности, веры в душу человека.
Точность характеристики «мертвой натуры», лишенная, однако, сухости и иллюзорности натурализма, присуща и натюрморту Г. В. Сороки «Отражение в зеркале». Здесь бытовой характер подбора вещей органично сочетается с жанровой сценкой, отраженной зеркалом.
Среди удивительно лиричных картин особняком стоит его «Автопортрет», написанный в 1841-1842 годах. Хотя художник изобразил себя внешне спокойным, глаза говорят о страдании и незащищенности от судьбы и жизненных обстоятельств (Изображение в миниатюре к статье)
Пейзажи
В большинстве своем пейзажи художника показывают окрестности озера Молдино. «Рыбаки», «Вид на плотину в имении», «Вид на озеро Молдино» незамысловаты по выбранному мотиву. Во всех трех работах поражает доподлинность наблюдения природы, органически слитая с каким-то обостренным чувством ее красоты.
Прекрасно передано ощущение тишины, разлитой в неподвижных рощах, в застывшей глади озера, в высоком небе, лишенном облаков. Это ощущение тишины и несколько даже утрированного покоя. Оно чувствуется и в фигурах рыбаков, косарей в белых рубашках и высоких поярковых шляпах, женщин в просторных платьях.
Их движения медленны, складки их одежд лежат просто и прямо. В этих полотнах нет той живописной вибрации цвета и таяния контура в глубинных планах, которая имеет место у самого Венецианова.
Пейзажи Григория Васильевича Сороки как бы лишены воздуха. Отчетливость, с которой открывается взору весь этот прекрасный мир, несет отпечаток какой-то щемящей, грустной остроты – индивидуальной черты работ художника.
Последние годы жизни
Судьба действительно была по отношению к художнику строга, а временами беспощадна. Несмотря на попытки Венецианова «испросить для него свободу», Сорока до последних дней жизни остался крепостным. Милюков отказал ему в «вольной», запретил поездки в Санкт-Петербург, заставил ухаживать за садом.
Вскоре (1847) погиб Венецианов, и жизнь Григория Сороки превратилась в медленное угасание. Принудительный брак без любви с крепостной угнетал его. Он жил в деревне, писал для церкви образа, иногда обучал мальчишек рисованию.
В 1861 г. Сорока, за резкое выступление против своего барина был арестован и подвергнут телесному наказанию. Спустя некоторое время, его отпустили «по болезни», но что-то в нем надломилось. В мае 1864 г. его тело было обнаружено «в обжигательной избе повесившимся».
Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока. Ему было всего 40 лет (1823-1864). Напомню читателям: в 1861 году в России было отменено крепостное право, по сути — рабство.
Видео
К сожалению, о Григории Сороке видематериалов маловато. В этом видео дополнительная и познавательная информация о художнике и его картинах.
😉 Друзья, оставляйте в комментарии к статье. Был ли вам знаком ранее художник Григорий Сорока? Поделитесь этой информацией в соцсетях. Заходите на этот сайт за новыми историями!