Буллинг в школе: как бороться, советы, подборка видео

😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Буллинг в школе: как бороться» о признаках, причинах и последствиях этого социального явления.

Что такое буллинг

Привычные явления теперь все чаще называют иностранными терминами. И обычную травлю сегодня нередко называют «буллинг» (bullying, от англ. bully — хулиган, задира).

Независимо от названия речь идет о притеснении, угнетении, дискриминации, физических или психологических пытках, агрессивном преследовании, сознательном жестоком отношении.

Буллинг распространен во всем мире. Он присущ закрытым коллективам в школах, детских домах, интернатах, тюрьмах, армии. Это позорное социальное явление является отголоском суровых законов животного мира.

В стаях всегда забивали, уничтожали, в лучшем случае, просто выгоняли чужаков, не похожих на других, физически более слабых, с пороками развития. Это было связано с борьбой за выживание.

Своевременное уничтожение сомнительных особей гарантировало безопасность всей стае. Слабые животные болели, разносили инфекции, портили генофонд. Шла естественная (крайне жестокая в сущности) селекция — выживали лишь жизнеспособные, стандартные, сильные члены «звериного коллектива».

Но мы — люди и не имеем права давать волю своим звериным инстинктам. Мы должны гарантировать право на жизнь, безопасность и психологический комфорт нашим детям, какими бы они ни были.

Чем опасен буллинг

Особенную актуальность эта тема приобретает в контексте развития инклюзивного образования. От англ. inclusive education, которое предусматривает обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных учебных заведениях. Опасность травли вырастает в разы, когда рядом с детьми появляется кто-то на них совсем непохожий.

К примеру, Ник Вуйчич — инвалид от рождения (без рук и ног). Отец определил его в обычную школу, чтобы сын считал себя нормальным человеком. Но одноклассники издевались над Ником, который из-за этого собирался покончить с жизнью.

Над физически беспомощным Ником Вуйчичем издевались одноклассники, но он победил!

Школьный буллинг крайне опасен. Он приходится на время взросления, самоидентификации, формирования личности, усвоения моральных норм, выработки стереотипов в отношениях с противоположным полом, позиционирование себя в коллективе.

Главными действующими лицами в школьном буллинге являются социально незрелые личности. Их поведение «подогревается» гормональными бурями и соответственно психической нестабильностью, как агрессоров, так и жертв.

Дополнительными опасностями является длительность стрессовой ситуации, ее продолжительность во времени. Плюс неготовность ребенка делиться с взрослыми своими проблемами, бороться за право покинуть проблемный коллектив.

В чем проявляется школьный буллинг

Агрессия может быть индивидуальная или групповая. А объектом травли может быть как отдельная личность, так и группа школьников. Обычно различают физическую и психологическую (эмоциональную) травлю.

Физический буллинг — это не только избиение, но и более «легкие» средства влияния. Например, пощечины, пинки, подножки, щипания, толкания, дергания за волосы, издевательские поглаживания или другие нежелательные прикосновения.

Психологическое или эмоциональное насилие чаще всего проявляется вербально — в высказываниях, которые содержат насмешки, иронию, сарказм.

Это могут быть обзывания, дразнилки, нецензурная лексика, обидные прозвища, ярлыки, угрозы, сплетни, клевета, неправдивые смешные истории, провоцирование унизительных ситуаций, систематическое похищение или порча вещей. Но средством влияния может быть и полное отсутствие любых контактов: бойкот.

Признаки того, что ребенок поддается травле

Дети иногда молчат о проблемах. Они могут во всем обвинять себя. Страдать от чувства вины, бояться слишком бурной реакции родителей или ухудшения ситуации из-за их вмешательства. Остерегаются обвинений в том, что они «ябеды, доносчики, стукачи».

буллинг в школе

Поэтому нужно хорошо знать признаки, которые могут свидетельствовать о школьной травле:

  • синяки, ссадины, царапины, порванная одежда. Должны насторожить их регулярное возникновение независимо от достоверности объяснения ребенком каждого частного случая);
  • испорченные, поломанные вещи (школьные принадлежности, учебники, гаджеты, украшения, предметы одежды);
  • просьба о дополнительных карманных деньгах, которые могут предназначаться вымогателям и шантажистам;
  • частые болезни, жалобы на плохое самочувствие. Головная боль или боль в желудке, проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары);
  • ухудшение успеваемости, потеря интереса к занятиям, прогулы уроков. Отказ ходить в школу под разным поводом;
  • плохое настроение после возвращения из школы. Постоянная подавленность, впечатлительность, тревожность, плаксивость, или, напротив — раздражительность, агрессивность;
  • одиночество, отсутствие школьных друзей и приятелей;
  • странная дорога в школу — длинная, неудобная, окольными путями;
  • проблемы с питанием: чрезмерный аппетит или его отсутствие;
  • болезненные переживания по поводу своей внешности или других факторов, которые делают ребенка «не таким»;
  • побег из дома, членовредительство, суицидальные проявления.

Школьный буллинг может в дальнейшем:

  • негативно повлиять на самооценку, спровоцировать развитие комплексов, самоощущение себя, как неудачника, человека третьего сорта;
  • спровоцировать нервные и психические расстройства, фобии, депрессии, нервные болезни, тики;
  • нарушить отношения жертвы с родными и близкими, а также в любом коллективе;
  • закрепить негативные сценарии в отношениях с представителями противоположного пола;
  • воспрепятствовать построению здоровой семьи, даже привести к одиночеству на всю жизнь;
  • сформировать склонность к насилию во взрослой жизни. Именно из жертв травли нередко вырастают семейные тираны и маньяки.

Поводом травли могут быть:

  • инвалидность, физические недостатки, внешние изъяны. Например: слабость, болезненность, близорукость, шрамы, хромота, косоглазие, заикание, энурез, избыточная масса тела, рыжие волосы, веснушки;
  • изъяны речи и интеллекта;
  • любые умственные отличия от обычных людей — задержка психического развития или, напротив, «слишком высокие» способности. Соответственно плохая или слишком хорошая успеваемость;
  • иная раса, национальность, религия, цвет кожи, внешность, которые не присущи определенному региону;
  • низкий уровень достатка семьи и соответственно более бедная одежда, отсутствие гаджетов;
  • социальная и эмоциональная незрелость, несоблюдением норм писаных и неписаных правил;
  • всё, что отличает ребенка от других.

Провоцировать против себя насилие могут:

  • дети из социально неблагополучных, многодетных, неполных семей. Дети семей с нетипичной манерой поведения и образом жизни;
  • излишне опекаемые родителями «домашние» дети, не имеющие опыта поведения в коллективе. Они  не умеют общаться, выстраивать отношения со сверстниками;
  • эмоционально неустойчивые, психически нестабильные, пугливые, тревожные, замкнутые, тихие, скромные, неуверенные в себе дети;
  • слишком впечатлительные, которые неадекватно реагируют на шутки и нестандартные ситуации;
  • любимцы учителей и дети, которым легче общаться с взрослыми;
  • неряшливые, плохо одетые дети, которые не придерживаются гигиены, с грязными волосами, неприятным запахом;
  • новенькие в классе или те, кто долго отсутствовал (условно новенькие);
  • любой из-за интриг и коварства одногодков. Мотивом могут послужить зависть, ревность, подозрения, месть. В этом случае в ход идут интриги, клевета, сплетни.

К сожалению, учителя тоже включаются в процесс буллинга. Иногда выступают в роли инициаторов или даже агрессоров. Педагоги — это обычные люди со своей ментальностью, личностными качествами и пороками. Их так же могут затрагивать все вышеупомянутые факторы.

Учителя могут подсознательно чувствовать раздражение относительно «непохожего» ребенка, разделять мнение, что жертва «сама виновна», «не так себя ведет». Их раздражают слишком ярко выраженная внутренняя независимость ребенка, нестандартное мышление, высокие умственные способности, привычка задавать сложные вопросы.

Так же, как и непослушание и «неудобство» в учебе по причине гиперактивности, болезненной стыдливости, умственного отставания.

Учитель может потакать травле из-за того, что не замечает или не хочет замечать проблему. У него недостаточный опыт или низкий уровень квалификации. Он недооценивает опасность буллинга, ошибочно считая, что лучше не вмешиваться: дети, мол, «сами разберутся».

Если же учитель имеет высокий моральный авторитет, пользуется уважением детей и родителей, бывает вполне достаточно его четко озвученной позиции, чтобы прекратить издевательство.

 Подборка видео

Советы: Буллинг в школе: как бороться

Истории жертв травли: Буллинг в школе: как бороться

Дорогой мой читатель: учитель, школьник, студент, не забывайте, что Вы — личность. Надеюсь, что советы из этой статьи Вам пригодятся в решении жизненных проблем.

😉 Друзья, поделитесь статьей «Буллинг в школе: как бороться» в социальных сетях. Возможно, вы этим кому-нибудь поможете. Не проходите мимо!

Написать ответ