Биография композитора Роберта Шумана

Талантливый пианист, который не смог стать виртуозом. Талантливый литератор, который не издал ни одного романа. Идеалист и романтик, насмешник и остряк. Композитор, который смог рисовать музыкой, и заставить тонику и квинту говорить человеческим голосом. Все это Роберт Шуман, великолепный немецкий композитор и блестящий музыкальный критик, зачинатель эпохи романтизма в европейской музыке.

Чудесное дитя

В начале века, в начале лета 8 июня 1810 г. в семье поэта Августа Шумана родился пятый ребенок. Мальчика назвали Робертом и распланировали для него будущее, ведущее к сытой и благополучной жизни. Отец занимался, кроме литературы книгоиздательством и готовил сына к той же стезе. Мать в тайне мечтала о том, чтобы из младшего Шумана вырос юрист.

Роберт серьезно увлекся произведениями Гете и Байрона, имел восхитительный стиль изложения и дар, позволяющий совершенно изображать характеры, полярно отличающиеся друг от друга. Отец даже включил статьи гимназиста в энциклопедию, которую издавал. Сейчас эти детские сочинения печатаются, как дополнение к собранию журналистских статей Роберта Шумана.

Уступая желанию мамы, Роберт учился на юриста в Лейпциге. Но музыка манила юношу все больше, оставляя все меньше времени на занятия чем-либо еще.

Роберт Шуман

Выбор сделан

Наверное, в том, что среди нескольких десятков тысяч жителей маленького саксонского городка Цвиккау оказался органист Иоганн Кунш, который стал первым наставником шестилетнего Шумана, был божий промысел.

  • 1819 г. В 9 лет Роберт услышал игру знаменитого богемского композитора и фортепианного исполнителя – виртуоза Игнаца Мошалеса. Этот концерт стал решающим для выбора дальнейшего пути мальчика.
  • 1820 г. В 10 лет Роберт начал писать музыку для хора и оркестра.
  • 1828 г. В 18 лет любящий сын исполнил мечту матери и поступил в Лейпцигский, а через год в Гельдербейгский университеты, планируя окончить юридическое образование. Но здесь в жизни Шумана появилась семья Вик.

Фридрих Вик дает уроки фортепиано. Его дочь Клара – восьмилетняя талантливая пианистка. Доходы от ее концертов позволяют отцу вести безбедную жизнь. Роберт влюбляется раз и навсегда в этого ребенка, но свою страсть переносит в музыку.

Он мечтает стать концертным пианистом, делая для этого невозможные вещи. Есть сведения, что Шуман сконструировал собственную копию (популярного и очень дорогого) тренажера для пальцев пианистов Dactylion. То ли безмерное усердие при тренировках, то ли встречающаяся у пианистов фокальная дистония, то ли отравление содержащими ртуть лечебными препаратами, привели к тому, что указательный и средний палец правой руки перестали действовать. Это был крах карьеры пианиста и начало карьеры композитора и музыкального критика.

  • 1830 г. Шуман берет уроки композиции у Генриха Дорна (автора знаменитых «Нибелунгов» и капельмейстера лейпцигского оперного театра).
  • 1831 – 1840 г.г. Шуманом написаны и стали популярными в Германии и за ее пределами произведения: «Бабочки» (1831), «Карнавал» (1834), «Давидсбюндлеры» (1837). Трилогия, выражающая видение композитором путей развития музыкального искусства. Большая часть музыкальных сочинений этого периода рассчитана на фортепианное исполнение. Любовь к Кларе Вик не угасает.
  • 1834 г. – первый выпуск «Новой музыкальной газеты». Роберт Шуман стал основателем этого модного и влиятельного музыкального журнала. Здесь он дал волю своей фантазии.

По прошествии десятилетий психиатры пришли к выводу, что у Шумана развивалось биполярное расстройство. В его мозгу уживались две личности, которые обрели голос в новой газете под именами Эвсебий и Флористан. Один был романтичен, второй язвителен. На этом мистификации Шумана не закончились. На страницах журнала композитор клеймил поверхностность и ремесленничество от имени несуществующей организации «Давидово братство» («Давидсбюндлер»), в которую были включены Шопен и Мендельсон, Берлиоз и Шуберт, Паганини и, разумеется, Клара Вик.

В этом же, 1834 г. создан популярный цикл «Карнавал». Это музыкальное произведение представляет собой галерею портретов тех музыкантов, в которых Шуман видит развитие искусства, т.е. всех, кто, по его убеждению, достоен членства в «Давидовом братстве». Сюда же Роберт включил и вымышленных персонажей из своего, затемненного болезнью, разума.

  • 1834 – 1838 г.г. написаны симфонические этюды, сонаты, «Фантазии»; по сей день популярные фортепианные пьесы «Фантастические отрывки», «Детские сцены» (1938); полная романтики пьеса для фортепиано «Крейслериана» (1838), по мотивам любимого Шуманом писателя Гофмана.
  • 1838 г. Все это время Роберт Шуман находится на пределе психологических возможностей. Любимой Кларе 18 лет, но ее отец категорически против их брака (замужество – это окончание концертной карьеры, а значит конец доходам). Несостоявшийся супруг уезжает в Вену. Он надеется в оперной столице расширить круг читателей журнала и продолжает сочинять. Кроме знаменитой «Крейслерианы» из-под пера композитора выходят: «Венский карнавал», «Юмореска», «Новелетты», «Фантазия До Мажор». Это был плодотворный сезон для композитора и провальный для редактора. Имперская австрийская цензура не признала смелые мысли пришлого саксонца. Издавать журнал не получилось.
  • 1839 – 1843 г.г. возвращение в Лейпциг и желанный брак с Кларой Жозефиной Вик. Это было счастливое время. Композитор создал почти 150 лирических, романтических, веселых песен, среди которых встречался переработанный немецкий фольклор и произведения на стихи Гейне, Байрона, Гете, Бернса. Опасения Фридриха Вика не оправдались: Клара продолжила концертную деятельность несмотря на то, что она стала матерью. Муж сопровождал ее в поездках и писал для нее. В 1843 г. Роберт получил постоянную работу преподавателя в Лейципгской консерватории, основанной его другом и человеком, которым он восхищался, Феликсом Мендельсоном. В это же время Шуман начал писать Концерт для фортепиано с оркестром (1941-1945);
  • 1844 г. поездка в Россию. Гастроли Клары в Санкт-Петербурге и Москве. Шуман ревнует жену к успеху у публики, еще не зная того, что его идеи пустили в русской музыке крепкие корни. Шуман стал вдохновителем композиторов «Могучей кучки». Его произведения оказали существенное влияние на Балакирева и Чайковского, Мусоргского и Бородина, Рахманинова и Рубинштейна.
  • 1845 г. Клара кормит семью и потихоньку подсовывает мужу деньги, чтобы он мог расплачиваться за обоих. Шумана не устраивает такое положение вещей. Мужчина пытается найти пути получения дохода. Семья переезжает в Дрезден, в большую квартиру. Супруги вместе занимаются композицией и поочередно пишут дневники. Клара исполняет музыкальные произведения мужа. Они счастливы. Но, у Шумана начинает обостряться психическое расстройство. Он слышит голоса и громкие отвлекающие звуки, появляются первые галлюцинации. Семья все чаще застает композитора беседующим с самим собой.
  • 1850 г. Роберт оправляется от болезни настолько, что получает место музыкального директора в Alte Theater Дюссельдорфа. Ему не хочется покидать удобную дрезденскую квартиру, но мысль о необходимости зарабатывать деньги становится превалирующей.
  • 1853 г. Успешные гастроли в Голландии. Композитор пытается управлять оркестром и хором, вести деловую переписку, но «голоса в голове» становятся все настойчивее, мозг разрывается от громких аккордов, что вызывает непереносимую боль. Контракт в театре не возобновляют.
  • 1854 г. в феврале Роберт Шуман, спасаясь от галлюцинаций, кидается в Рейн. Его спасают, вытаскивают из ледяной воды и отправляют в психиатрическую лечебницу под Бонном. Клара в этот момент была беременна, и врач не советует ей посещать супруга.
  • 1856 г. композитор умирает в лечебнице, супруга и старшие дети изредка навещают его перед смертью.

Шуман в больнице почти не писал. После него осталась неоконченная пьеса для виолончели. После небольшой редактуры Клары концерт начали исполнять. Десятилетиями музыканты жаловались на сложность партитуры. Уже в ХХ веке Шостакович сделал аранжировку, облегчающую задачу исполнителям. В конце прошлого века обнаружились архивные свидетельства того, что виолончельный концерт, на самом деле, писался для скрипок.

Роберт Шумен и Клара Вик

Трудный путь к счастью

Для того, чтобы обрести семейное счастье, супругам пришлось многим пожертвовать и от много отказаться. Клара Жозефина Вик порвала с отцом. Их разрыв достиг такого обострения, что она несколько лет судилась за разрешение вступить в брак с Робертом Шуманом.

Самым счастливым было недолгое время, проведенное в Дрездене. У Шумана родилось восемь детей: четыре девочки и четыре мальчика. Старший из сыновей умер в годовалом возрасте. Младший и последний родился во время обострения психического расстройства композитора. Его назвали Феликсом, в честь Мендельсона. Супруга всегда поддерживала Шумана и на протяжении всей своей долгой жизни пропагандировала его творчество. Последний концерт фортепианных произведений мужа Клара дала в возрасте 74 года.

Второй сын Людвиг перенял у отца склонность к болезни и также умер в возрасте 51 год в психиатрической больнице. Дочери и сыновья, воспитанные боннами и гувернерами, не были близки с родителями. Трое детей умерли в молодом возрасте: Юлия (27), Фердинанд (42), Феликс (25). Клара и ее старшая дочь Мария, которая вернулась к матери и ухаживала за ней в последние годы жизни, воспитывали детей младшего Феликса и третей дочери Юлии.

Наследие Роберта Шумана

Не будет преувеличением назвать Роберта Шумана революционером в мире музыки Старого Света. Он, как многие талантливые люди, обогнал свое время и не был понят современниками.

Наибольшее признание для композитора – это узнавание его музыки. Сейчас, в ХХI веке, на концертах в музыкальных школах вокалисты исполняют «Совенка» и «Мельника» из «Детских сцен». «Грезы» из этого же цикла можно услышать на памятных концертах. Увертюры и симфонические работы собирают полные залы слушателей.

Изданы литературные дневники Шумана и его журналистские работы. Выросла целая плеяда гениев, которых вдохновили произведения композитора. Эта короткая жизнь была яркой, счастливой и полной трагедий, и оставила след в мировой культуре.

Написать ответ