Ибн Сина (Авиценна), биография

Друзья, продолжая рубрику «Истории успешных людей», не хотелось бы упускать историю великого Авиценны. Статья «Ибн Сина (Авиценна), биография» расскажет вам много интересного.

Авторитет истины и правитель мудрецов – так называли Ибн Сину (Авиценну) на мусульманском Востоке. А, по мнению выдающегося английского философа 13 века Роджера Бекона, Ибн Сина превзошел всех известных ученых в свое время.

Достижения мыслителя представлены разными областями знаний – философией, медициной, математикой, астрономией, геологией, лингвистикой…

Биография Ибн Сина (Авиценна)

Детство и юность

Абу Али Ибн Сина (полное имя: Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина) родился 21 августа 980 года вблизи Бухары – тогда политического центра империи Саманидов. Его отец был последователем исламизма, религиозно философского учения, которое отрицало некоторые из основных догм ортодоксального ислама.

Слушая разговоры взрослых о «душе и разуме», мальчик сызмальства приобщался к философии. В десять лет он владел арабским языком и знал наизусть Коран. Потом овладел основами логики и геометрии и приступил к самостоятельному изучению физики и метафизики.

С юных лет Ибн Сина заинтересовался искусством полемики и уже в школьные годы считал себя «лучшим в постановке вопросов». Рассказывая о своем опыте познания, мыслитель, пишет, что не спал полностью ни одной ночи, а днем не занимался ничем другим, кроме науки и математики. Интересно, что Абу Али ничего не принимал в веру и все доказательства проверял сам.

Также юноша начал осваивать медицину. «Медицина – не из тяжелых наук, за совсем малое время я настолько овладел ею, что даже лучшие мужи медицины не отказывались у меня учиться. Тогда мне было шестнадцать лет. Я стал посещать больных, и через опыт мне открылись способы лечения, которые еще не были описаны», — писал он.

Исцеление правителя

Когда слава 17-летнего целителя дошла до правителя Бухары, страдавшего от болезни, которую не в силах были вылечить придворные врачи, он вызвал парня к себе. Исцелив правителя, Абу Али получил в качестве вознаграждения доступ к эмирской библиотеке, которая состояла из многих комнат, наполненных сундуками с книгами.

Ибн Сина (Авиценна), биография. Ибн Сина

Бухара

«Я ознакомился со списком книг предшественников и затребовал те, какие были нужны. Я внимательно прочитал эти книги, усвоил все полезное, что находилось в них, познав степень учености каждого из авторов», — рассказывал Ибн Сина.

Если что и далось юноше трудно – так это «Метафизика» Аристотеля. «Я перечитал ее сорок раз и выучил наизусть, но так и не понял, ни ее содержания, ни цели. В отчаянии я сказал себе – этот труд, к пониманию которого нет пути», — жаловался он.

Случайно на рынке Абу Али натолкнулся на труд великого философа Абу Насра Аль-Фараби, посвященную трактовке Аристотеля. «Вернувшись, домой, я немедленно взялся за чтение, и передо мной сразу раскрылась цель этой книги», – читаем в жизнеописании мыслителя.

Впоследствии Ибн Сина назвал Аль-Фараби своим вторым учителем после Аристотеля.

Ибн Сина в должности визиря

Когда мыслителю исполнилось 21, он покинул Бухару – начались годы странствий, в то время ему пришлось познать и громкую славу, и гонение. Много раз он, оказываясь при дворах правителей в качестве врача и советника, становился жертвой придворных интриг. Излечив правителя Хамадана, Ибн Сина получил в вознаграждение должность визиря (министра).

Оказавшись в новой роли, написал для эмира рекомендации относительно совершенствования системы госуправления, которые очень сильно не понравились окружению. Придворные арестовали Авиценну, разграбили его дом и потребовали от правителя казни ученого.

Однако эмир дал своему целителю возможность убежать, а когда произошел новый приступ болезни, вернул философа и предложил снова занять министерскую должность, а также написать книгу с комментариями к трудам Аристотеля.

На что Ибн Сина ответил: «Если тебя устроит, чтобы я написал книгу, где изложил то, что считаю истинным, не входя в дискуссии с теми, кто придерживается отличающейся от моей точки зрения, и, не обременяя себя их опровержениями, я это сделаю».

Заручившись согласием правителя, мыслитель приступил к написанию своего главного 18-томного философского труда, который назвал «Книгой исцеления». А затем снова – немилость правителя, заключение, побег…

«Канон врачебной науки»

Последние двенадцать лет своей жизни Авиценна провел в Исфахане – городе, который дал убежище многим философам, литераторам, знатокам права, врачам (там находилась широко известная в Иране больница).

Ибн Сина (Авиценна), биография

Латинская копия «Канона врачебной науки»

В исфаханский период ученый написал, наверно, самый известный в истории медицины труд – «Канон врачебной науки», который к XVII веку оставался основным руководством для врачей Европы и Востока.

Среди наработок Авиценны в сфере медицины – роль сетчатки глаза в зрительном процессе, влияние метеоусловий на здоровье человека, роль головного мозга как нервного центра, труд о невидимых переносчиках болезней.

В частности, Ибн Сина писал, что: «Основное в искусстве сохранение здоровья – это гармония следующих факторов:

  1. Уравновешенность натуры;
  2. Очистка от избытков;
  3.  Выбор еды;
  4. Сохранение телосложения;
  5.  Физическое и душевное состояние;
  6. Улучшение носового дыхания».

Кроме того, мыслитель много времени уделял астрономии, изобрел невиданные до того астрономические инструменты, инициировал строительство обсерватории, занимался проблемами логики, математики, физики, музыки, писал стихотворные произведения.


По свидетельству учеников, Ибн Сина демонстрировал невероятную работоспособность и поразительную память – мог писать и диктовать целые трактаты, не обращаясь за справками к книгам.

Где похоронен Ибн Сина?

Сопровождая эмира в походе в Хамадан, Ибн Сина почувствовал приближение конца. «Вылечи себя, учитель», – умоляли его ученики, которые находились рядом. «Теперь лечить напрасно – все», – ответил мыслитель.

Со слов учеников, умирая, Авиценна сказал: «Мы отходим в полном сознании и с собой забираем лишь одно: осознание того, что мы так ничего и не узнали». Авиценна скончался 24 июня 1037, в возрасте 56 лет. Похоронен в Хамадане (Иран).

Ибн Сина — царь ученых

Авиценне приписывается более 400 произведений, написанных на арабском языке, и более 20 – на фарси. В своих философских трудах Ибн Сина, в частности, выкладывает учение о материи и форме, движении, времени и пространстве, конечности и бесконечности. Вот некоторые моменты его философии.

Творение и бытие

По Ибн Сине, Бог осуществляет только акт творения – дальше мир развивается сам, без всякого божественного участия – как система, замкнутая во времени и пространстве.

Бог порождает первичный разум, от которого по нисходящей выходит разум низшего порядка, в результате чего образуются низшие уровни бытия. Но, в отличие от неоплатоников, Ибн Сина представляет материю не как конечный результат восхождения Абсолюта (Бога) и не как тень идеального божественного мира, а как нужный элемент всякого возможного бытия.

Душа

Мыслитель писал о бессмертии человеческой души, вместе с тем доказывая невозможность физического воскрешенья из мертвых и опровергая учение о переселении душ.

Душа хранит свое бытие независимо от тела, а высший ее смысл заключается в процессе непрестанного познания. Рай для философов Авиценна видел в познании истины, ад – в невежестве.

Аналогом «потусторонней» жизни души он считал сон, когда разум получает самостоятельную жизнь, независящую от внешних чувств. Согласно Ибн Сины, по своей сущности мистическое прозрение или познание «сокровенного мира» – это те же сновидения, но наяву.

Движение

Ибн Сина сформулировал идею закона инерции, которую позже обосновал Галилей. Авиценна:«Телу свойственно притяжение, которое двигает им и с помощью которого оно чувствует препятствия.

Тело никогда не может быть остановлено в своем движении препятствием, если только притяжение в нем не ослабнет. Чем сильнее естественное притяжение, тем тяжелее телу воспринять притяжение принудительное».

Еще одной принципиально новой идеей, сформулированной Ибн Синой, было доказательство зависимости скорости движения от сопротивления других тел и удельного веса самого тела.

Время

Ибн Сина развил аристотельское понимание времени, как количества движения. «Если нет движения, – то не может быть и времени», — говорил он. Аналогичную идею в XVII веке обосновал Лейбниц.

Друзья, была ли полезна для вас информация в статье «Ибн Сина (Авиценна), биография». Буду благодарна вам за отзывы. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

Оставайтесь! Подписывайтесь на новые статьи сайта «Дамы-Господа». Будет интересно!



Понравилась статья? Поделись с другом

Пост!
МирТесен

Написать ответ